ISSN: 0130-0105 (Print)

ISSN: 0130-0105 (Print)

En Ru
Экономика как общеобразовательная дисциплина в университетах: поиск целевой модели преподавания

Экономика как общеобразовательная дисциплина в университетах: поиск целевой модели преподавания

Статья на сайте ELibrary.ru

Дата публикации в журнале: 28.08.2022

Ключевые слова: экономика для неэкономистов; экономика как общеобразовательная дисциплина; университетское образование; экономические знания; liberal arts; комбинированный формат обучения; цифровизация образования; стандартизация высшего образования

Доступно в on-line версии с: 28.08.2022

Для цитирования статьи

Кононкова Н.П., Костанян А.А., Михайленко Д.А., Волкова Е.Ю. Экономика как общеобразовательная дисциплина в университетах: поиск целевой модели преподавания. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 2022. № 4. c.229-255

Номер 4, 2022

Аннотация

Статья посвящена анализу практики преподавания экономики студентам неэкономических специальностей и построению целевой модели преподавания. Для обоснования ценности экономических знаний как важного элемента общеобразовательной подготовки студентов оценена роль современных университетов в формировании инклюзивного общества. Представлена эволюция взглядов на экономическую подготовку обучающихся в зарубежной и российской практике, освещены современные тенденции в изменении структуры, цели и содержания экономических дисциплин. Предложены актуальные виды комбинированных форматов обучения для преподавания экономики как общеобразовательной дисциплины в связи с масштабным применением цифровых образовательных технологий. На основе проведенного кросс-секционного многовыборочного исследования на базе 19 естественных и гуманитарных факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова разработана модель преподавания экономики для студентов неэкономических специальностей, предложенная в качестве целевой для реализации в рамках системы высшего образования. Полученные выводы могут быть применены университетами при осуществлении системной экономической подготовки студентов непрофильных факультетов, а также представлять интерес для преподавателей с точки зрения выбора комбинированного формата обучения, актуализации структуры курса и методик преподавания.

Литература

Александров, Д. Г. (2016). О проблемах преподавания экономической теории в российских вузах. Экономика. Налоги. Право, 2, 118–127.

Антипина, О. Н., Никифоров, А. А., & Миклашевская, Н. А. (2016). От учебного задания — к научному исследованию (методика организации проектной работы студентов магистратуры). Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (3), 103–121. https://doi.org/10.38050/01300105201636

Аузан, А. А. (2013). Миссия университета: взгляд экономиста. Вопросы образования, (3), 266–286. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-3-266-286

Боревская, Н. Е. (1974).Школа в КНР 1957–1972 гг. Наука. Касаткин, П. И., Ковальчук, Ю. А., & Степнов, И. М. (2019). Роль современных университетов в формировании цифровой повышательной волны длинных циклов Кондратьева. Вопросы экономики, (12), 123–140. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-123-140

Китайский информационный Интернет-центр (2021). Рейтинг университетов 2022 г. Дата обращения 29.06.2022, http://russian.china.org.cn.

Княгинина, Н. В. (2021). Что мы знаем о ФГОС? Зачем нужны образовательные стандарты, как они менялись и исследовались (ч. 2). Образовательная политика, 1 (85), 68–77. https://doi.org/10.22394/2078-838Х-2021-1-68-77

Кононкова, Н. П. (ред.) (2018). Экономика: учебник для естественных и гуманитарных факультетов. Издательство Московского университета.

Кошовец, О. Б. (2021). Измерять и править: как наука и государство производят экономические знания. Terra Economicus, 19(3), 6–19. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2021-19-3-6-19

Нуреев, Р. М. (2013). На пути к созданию новой макроэкономики: вклад институционализма. Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований), 5(1), 6–20.

Нуреев, Р. М. (2014). Критика методических основ макроэкономики. Институт экономики.

Петербургский международный экономический форум (25-й ПМЭФ): онлайнтрансляция заседания молодежной секции. (2022). Компетенции будущего: чему учиться и как учить в направлении soft skills? Дата обращения 19.06.2022, https://forumspb.com/programme/business-programme/100457.

Приходько, Л. В. & Каменева, Е. А. (2020). Глобальная конкурентоспособность высшего образования: мировые стратегии и лучшие практики. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 10(6), 12–18. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-6-12-18

Радаев, В. В. (2018). Пять моих главных вызовов в преподавании. Вопросы образования, (1), 200–232.

Родина, Л. Л., Николаева, Н. В., & Пономарёв, А. И. (2015). Из истории университетов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 4, 2(60), 405–427.

Салми, Д., & Фрумин, И. Д. (2007). Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса. Вопросы образования, (3), 5–45.

Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. (2021). Клуб «Экономический коллайдер». Дата обращения 30.06.2022, https://www.econ.msu.ru/departments/de/collider/.

Bayanova, A. R., Vodenko, K. V., Sizova, Zh.M., Chistyakov, A. A., Prokopyev, A., & Vasbieva, D. G. (2019). Philosophical view of organizational culture policy in contemporary universities. European Journal of Science and Theology, 15(3), 121–131.

Core-Econ. (2017). The Economy. Дата обращения 03.07.2022, https://www.coreecon.org/the-economy/book/text/0-3-contents.html.

Daniels, L., Goegan, L., & Parker, P. (2021). The impact of COVID-19 triggered changes to instruction and assessment on university students’ self-reported motivation, engagement and perceptions. Social Psychology of Education, 24 (1), 299–318.

European Banking Federation. (2020). Financial education. Дата обращения 31.05.2022, https://www.ebf.eu/priorities/fi nancial-education/.

Humboldt-Universität zu Berlin. (2021). Interdisciplinary Elective Field for Students of Other Programs and Other Subjects of HU. Дата обращения 31.05.2022, https://www.wiwi.hu-berlin.de/en/study/sb/studium/ueberfachlicher-wahlpfl ichtbereich-fuer-anderestudiengaenge-und-studienfaecher-der-hu.

Humboldt-Universität zu Berlin. (2021). Kombinationsbachelor (ohne Lehramtsoption/-bezug). Дата обращения 31.05.2022, https://www.hu-berlin.de/de/studium/beratung/angebot/kombiola.

Kamsker, S., Janschitz, G., & Monitzer, S. (2020). Digital Transformation and Higher Education: A Survey on the Digital Competencies of Leaners to Develop Higher Education Teaching. International Journal for Business Education, (160), 22–41. https://doi.org/10.30707/IJ BE160.1.1648090946.696630

Mathematisch-Naturwissenschaftliche Fakultät, Universität zu Köln. (2021). Wahlfach Bachelor. Дата обращения 31.05.2022, https://physik.uni-koeln.de/studium/studium/bachelor-of-science/curriculum/wahlfach.

Mikheev, A., Serkina, Y., & Vasyaev, A. (2021). Current Trends in the Digital Transformation of Higher Education Institutions in Russia. Education and Information Technologies, (26), 4537–4551. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10467-6

Moscardini, A. O., Strachan, R., & Vlasova, T. (2022). The role of universities in modern society. Studies in Higher Education, 47, 812–830. https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1807493

Murphy, M. (2020). COVID-19 and emergency eLearning: Consequences of the securitization of higher education for post-pandemic pedagogy. Contemporary Security Policy, 41(3), 492–505. https://doi.org/10.1080/13523260.2020.1761749

OECD. (2021). Financial education. Дата обращения 31.05.2022, https://www.oecd.org/fi nancial/education/

Pushkar, D., & Deepak, P. (2020). Distance Learning in Higher Education during Pandemic: Challenges and Opportunities. The International Journal of Indian Psychology, 8(2), 43–46. https://doi.org/10.25215/0802.204

Rohman, M., Marji, D., Sugandi, R., & Nurhadi, D. (2020). Online learning in higher education during COVID-19 pandemic: students’ perceptions. Journal of Talent Development and Excellence, 12(2s), 3644–3651.

Safi ullin, M. R., & Akhmetshin, E. M. (2019). Digital transformation of a university as a factor of ensuring its competitiveness. International Journal of engineering and advanced Technology, 9(1), 7387–7390. https://doi.org/10.35940/ij eat.A3097.109119

Santos, H., Batista, J., & Marques, R. (2019). Digital Transformation of Higher Education: The Use of Communication Technologies by Students. Procedia Computer Science, (164), 123–130. https://doi.org/10.1016/j.procs.2019.12.163

Sprang, H., Driessen, J., & Groen, B. (2019). How can universities align bricks with modern learning? Facilities, 37(1/2), 61–74

Topcareer Journal. (2020). The Future of Jobs Report 2020. Дата обращения 31.05.2022, https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf.

UNIPAGE. (2021). Университеты Бельгии. Дата обращения 30.06.2022, https://www.unipage.net/ru/universities_belgium.

World Economic Forum. (2021). 11 ключевых компетенций будущего. Дата обращения 31.05.2022, https://top-career.ru/blog/11_future_competencies.