ISSN: 0130-0105 (Print)

ISSN: 0130-0105 (Print)

En Ru
Теоретические основы подготовки управленческих кадров: роль экономической науки

Теоретические основы подготовки управленческих кадров: роль экономической науки

Статья на сайте ELibrary.ru

Дата публикации в журнале: 28.04.2022

Ключевые слова: экономическая наука; высшее образование; управленческие кадры; новая индустриальная революция; энергопереход; изменение климата; метрика; политика; нарратив

Доступно в on-line версии с: 28.04.2022

Для цитирования статьи

Горбачева Н.В., Филатова Н.Г. Теоретические основы подготовки управленческих кадров: роль экономической науки. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 2022. № 2. c.142-174

Номер 2, 2022

Аннотация

Цель статьи — показать современную роль экономической науки в подготовке управленческих кадров для государственных и бизнес-структур. Сейчас пересматриваются доминирующие теории, возникают новые концепты и интерпретации, а институты управления меняются, реагируя на кардинальные вызовы современного мира — Новую промышленную революцию, энергетическую трансформацию, изменение климата. В статье предлагается сделать акцент на трех методологических подходах — метрическом, политэкономическом и нарративном, — позволяющих по-разному исследовать новые проблемы. Проведенный обзор 1006 научных публикаций в 31 ведущих российских экономических журналах за 2010–2021 гг. по трем вышеуказанным проблемам, показывает, что, во-первых, промышленному развитию посвящена большая часть публикаций в выборке, во-вторых, метрический (42% всех статей) и политэкономический (51%) подходы доминируют в исследовании всех трех проблем. В условиях неопределенности прогностическая ценность модельных расчетов значительно снижается, нарастают противоречия между политэкономическими разработками, что делает востребованным применение и нарративного подхода, который ориентирован на альтернативную интерпретацию разнообразных, часто конкурирующих, идей и концепций промышленной трансформации, энерго-перехода, климатической повестки. Соотнесение трех подходов с образовательными программами ведущих российских и зарубежных вузов определяет перспективные области развития экономического образования современных управленцев в России. Делается вывод о том, что существует разрыв между направлениями экономических исследований и процессом подготовки управленческих кадров. Сейчас в образовании превалирует преподавание с использованием метрического подхода, а в экономической науке нарастает востребованность качественных методов исследований. Представляется важным включение в экономическое образование и гуманитарного компонента для формирования более абстрактного мышления у нового поколения управленцев, способных решать сложные и неоднозначные проблемы.