ISSN: 0130-0105 (Print)

ISSN: 0130-0105 (Print)

En Ru
Экстернальные издержки от автомобильного транспорта в контексте перехода к низкоуглеродной экономике: российский опыт

Экстернальные издержки от автомобильного транспорта в контексте перехода к низкоуглеродной экономике: российский опыт

Статья на сайте ELibrary.ru

Дата публикации в журнале: 22.07.2023

Ключевые слова: электромобили; автомобили с ДВС; низкоуглеродное развитие; анализ жизненного цикла; экстернальные издержки; изменение климата; парниковые газы; загрязняющие воздух вещества

Доступно в on-line версии с: 21.07.2023

Для цитирования статьи

Барабошкина А.В., Кудрявцева О.В. Экстернальные издержки от автомобильного транспорта в контексте перехода к низкоуглеродной экономике: российский опыт. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 2023. № 3. c.137-156

Номер 3, 2023

Аннотация

Для перехода к низкоуглеродной модели экономики и устойчивой транспортной системе, решения экологических, климатических проблем многие страны отказываются от традиционных автомобилей, работающих на нефтяном топливе, в пользу электромобилей. Российский рынок электромобилей только начинает развиваться, но на государственном уровне уже заявлены довольно амбициозные цели. В отличие от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) выбросы при эксплуатации электромобиля практически нулевые, однако это совсем не так, если рассматривать полный жизненный цикл. В исследовании дана краткая характеристика рынку электромобилей, рассмотрены выбросы электромобилей и автомобилей с ДВС в течение жизненного цикла, предложен методический подход к экономической оценке негативного воздействия выбросов от автомобильного транспорта, проведена сравнительная стоимостная оценка экстернальных издержек автомобилей на традиционном и альтернативном топливе. Для достижения поставленных целей использовалась методика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволяющая трансформировать стоимость жизни в страновом и временном контексте, учитывалась специфика энергобаланса и автомобильного рынка России. Полученные результаты демонстрируют, что в целом в российских условиях электромобили обладают большей экологичностью и вносят меньший вклад в изменение климата, чем автомобили с ДВС. Экстернальные издержки, обусловленные выбросами парниковых газов на протяжении жизненного цикла электромобиля, ниже аналогичных выбросов от традиционного автомобиля примерно на 70 руб. в расчете на 100 км пробега. Экстернальные издержки, обусловленные выбросами загрязняющих веществ при эксплуатации электромобиля, ниже экстернальных издержек, обусловленных выбросами от автомобиля с ДВС, приблизительно на 20 руб. в расчете на 100 км пробега.