ISSN: 0130-0105 (Print)

ISSN: 0130-0105 (Print)

En Ru
Развитие STEAM-образования как способ адаптации экономики России к внешним шокам

Развитие STEAM-образования как способ адаптации экономики России к внешним шокам

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 02.10.2022

Дата публикации в журнале: 22.07.2023

Ключевые слова: STEAM; высшее образование; творческие профессии; рынок труда; регионы России; инновации; технологический суверенитет; информационные технологии

Доступно в on-line версии с: 21.07.2023

Для цитирования статьи

Семенова Р.И., Земцов С.П., Петряева А.В. Развитие STEAM-образования как способ адаптации экономики России к внешним шокам. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 2023. № 3. c.108-136

Номер 3, 2023

Аннотация

Сфера STEAM (естественные науки, технологии, инженерия, искусства и математика) – одна из наиболее быстрорастущих сфер образования и науки, а соответствующие специалисты заняты в высокотехнологичных отраслях и креативных индустриях, определяющих будущее мировой экономики. В статье впервые представлен подробный анализ развития данной сферы на основе авторской методики как в целом по России, так и в разрезе регионов. В России больше полумиллиона человек ежегодно принимается на STEAM-направления подготовки по программам высшего образования. Вразрез общероссийским тенденциям сокращения численности студентов набор на эти программы устойчиво рос. По последним данным около 36% выпускников вузов в России имеют специальность в рамках STEAM; для сравнения в Южной Корее, Сингапуре и Германии эта доля выше 45%. Наибольшая доля специалистов готовится в основных университетских центрах: Томской области, Санкт-Петербурге и Москве. При этом число STEAM-выпускников за последние годы снизилось в 41 российском регионе, а в 2022 г. риски для сферы STEAM в России заметно выросли: наблюдается миграционный отток наиболее квалифицированных кадров, сокращается внутренний спрос на них. За полгода (с февраля по август 2022 г.) общее число вакансий на российском рынке труда снизилось на 9%, при этом STEM – на 23% (IT – на 32,5%). Это может сказаться на долгосрочном научно-технологическом развитии страны: наши эконометрические расчеты показывают значимость STEAM для создания стартапов, повышения публикационной и изобретательской активности. В статье предложены некоторые меры по развитию STEAM как инструмента долгосрочного развития и способа адаптации страны к внешним шокам.