ISSN: 0130-0105 (Print)
ISSN: 0130-0105 (Print)
В статье предпринята попытка выделения социально-психологического портрета российского работника креативной сферы. Актуальность исследования обусловлена противоречием между стремлением развития креативного класса и отсутствием четкого понимания сущности данной социальной группы. Методологическая основа исследования включает в себя как классические работы по данной теме Р. Флориды, так и современные научные публикации по исследованию креативного класса российских и зарубежных авторов. Анализ теоретических исследований показывает невозможность установления четкой профессиональной принадлежности как в силу терминологической неопределенности, так и с учетом быстрой цифровизации общества в годы пандемии, что привело к изменению позиции креативного класса и актуализировало необходимость его изучения. Эмпирическую основу исследования составляют данные, полученные в ходе проведения онлайн-анкетирования, осуществленного среди участников проекта Агентство стратегических инициатив (rurban. space) по поиску и объединению представителей креативного класса в рамках разработки моделей развития городского пространства. В статье делается попытка обозначить особенности формирования российского креативного класса. Полученные результаты позволяют описать портрет креативного работника как члена социальной группы, существующей в рамках традиционных социально-экономических институтов. Респонденты самоидентифицируют себя как представителей низшего и среднего классов, тяготеющих к полной форме занятости в пределах городских агломераций. При выборке профессиональных качеств, присущих креативному работнику, опрошенные отдали предпочтение «креативности» и «коммуникабельности», полностью исключив «толерантность», которая считается обязательной в западной культуре. Полученные в ходе настоящего исследования данные позволили переосмыслить сложившиеся стереотипы и упрощающие эвристики о характере креативного труда и социально-экономическом портрете креативного работника.