ISSN: 0130-0105 (Print)
ISSN: 0130-0105 (Print)
Увеличение продолжительности жизни как в мире, так и в России привело к росту нагрузки на государственный бюджет в целом, и на пенсионные системы, в частности. Поскольку для большинства пенсионеров государственная социальная система, в целом, и пенсионная, в частности, является основным источником благополучия, это может спровоцировать его снижение.
Как следует из проведенного исследования, наряду с демографией (рост количества пенсионеров по сравнению с населением трудоспособного возраста) и экономикой (фаза цикла), территория проживания также фактор, влияющий на пенсионное благополучие.
Исследование ограничено рамками: оценивается только материальное благополучие, только пенсии по старости 8 федеральных округов Российской Федерации, период — 2014, 2016, 2018, 2020 гг.
Глобальный пенсионный индекс, Всемирный отчет о социальной поддержке, другие международные документы, а также Комплексное наблюдение условий жизни населения стали основой выделения ключевых показателей для оценки пенсионного благополучия, в т.ч.: 2 «денежных» (соотношение назначенной пенсии и величины прожиточного минимума) и 7 «неденежных», оценивающих состояние жилищных условий (общие: доля домохозяйств пенсионеров, не испытывающих стесненность в жилье; размер общей площади на члена домохозяйства; оценка домохозяйствами пенсионеров состояния занимаемого им жилого помещения как «удовлетворительного» и уровень обеспеченности жилых помещений пенсионеров: централизованным водопроводом, горячим водоснабжением, сетевым газом и центральным отоплением).
Оценка мини/макс методом этих показателей позволила эмпирически доказать гипотезу о том, что уровень благополучия пенсионеров, проживающих в различных федеральных округах Российской Федерации, существенно отличается. Т.о., эмпирически доказано, что территория проживания — фактор пенсионного благополучия, что требует отказа от региональной привязки при расчете государственной пенсии.