ISSN: 0130-0105 (Print)
ISSN: 0130-0105 (Print)
Цель статьи — показать современную роль экономической науки в подготовке управленческих кадров для государственных и бизнес-структур. Сейчас пересматриваются доминирующие теории, возникают новые концепты и интерпретации, а институты управления меняются, реагируя на кардинальные вызовы современного мира — Новую промышленную революцию, энергетическую трансформацию, изменение климата. В статье предлагается сделать акцент на трех методологических подходах — метрическом, политэкономическом и нарративном, — позволяющих по-разному исследовать новые проблемы. Проведенный обзор 1006 научных публикаций в 31 ведущих российских экономических журналах за 2010–2021 гг. по трем вышеуказанным проблемам, показывает, что, во-первых, промышленному развитию посвящена большая часть публикаций в выборке, во-вторых, метрический (42% всех статей) и политэкономический (51%) подходы доминируют в исследовании всех трех проблем. В условиях неопределенности прогностическая ценность модельных расчетов значительно снижается, нарастают противоречия между политэкономическими разработками, что делает востребованным применение и нарративного подхода, который ориентирован на альтернативную интерпретацию разнообразных, часто конкурирующих, идей и концепций промышленной трансформации, энерго-перехода, климатической повестки. Соотнесение трех подходов с образовательными программами ведущих российских и зарубежных вузов определяет перспективные области развития экономического образования современных управленцев в России. Делается вывод о том, что существует разрыв между направлениями экономических исследований и процессом подготовки управленческих кадров. Сейчас в образовании превалирует преподавание с использованием метрического подхода, а в экономической науке нарастает востребованность качественных методов исследований. Представляется важным включение в экономическое образование и гуманитарного компонента для формирования более абстрактного мышления у нового поколения управленцев, способных решать сложные и неоднозначные проблемы.