ISSN: 0130-0105 (Print)
ISSN: 0130-0105 (Print)
Статья представляет собой первую публикацию из серии, в которой будут от- ражены исследовательские результаты проекта Учебно-методической комиссии ЭФ МГУ «Диагностика качества ВКР бакалавриата ЭФ МГУ».
Авторы провели общую оценку качества и разработали типологию основных форматов выпускных квалификационных работ в бакалавриате Экономического факультета МГУ. Анализ качества использует специально разработанную методологию, построенную на принципах позитивной экономической теории. Ее применение позволило показать объективные характеристики массива выпускных работ по таким параметрам, как качество аналитического обзора литературы, постановка исследовательского вопроса, применение методов исследования и содержательная интерпретация результатов. Предложены меры по усилению аналитического фокуса ВКР, включая подготовку обоснования темы, чтение курсов по выбору по методам экономических исследований и организация научных семинаров для студентов бакалавриата.
В статье представлена типология форматов работ, которые готовятся по направлению Экономика и Менеджмент. Позитивный анализ позволил выделить шесть основных форматов ВКР, которые могут быть сведены к трем укрупненным: академическому, проектно-исследовательскому и проектному. Сравнительный анализ форматов ВКР по направлениям Экономика и Менеджмент позволил сделать вывод о возможности сохранения общих критериев оценивания и принципов подготовки ВКР для различных направлений подготовки. Сделан также вывод о применимости разнообразных аналитических методов для получения исследовательского результата.
Вызовы, с которыми столкнулась наша страна в 2020–2022 гг., по всей видимости, требуют уточнения и дополнения ряда методологических подходов, в частности, в экономическом и управленческом образовании. Одной из наиболее серьезных современных проблем является проблема нашего мышления в новой реальности и борьба за новое мышление. Формирование управленческого мышления и культуры нового менеджмента в условиях цифровой трансформации, глобальных и геополитических вызовов должно начинаться в высшем образовании с уровня бакалавриата. С одной стороны, современное управление стало «другим», произошел сдвиг парадигм менеджмента, так как изменилось общество, технологии, процессы, поведение людей и многое другое. И это надо объяснять студентам, давая им новое знание, вырабатывая у них соответствующие компетенции. С другой стороны, новая реальность настолько сложна, информационно-коммуникационная перегрузка настолько велика, последствия действий и текущих процессов настолько многообразны и порой плохо предсказуемы, что даже профессионалам совсем не просто делать анализ, оценки и выводы, не говоря уже о молодых людях, которые только учатся. В статье предлагаются некоторые актуальные, на взгляд автора, исследовательские проблемы и темы образовательных программ по менеджменту, которые необходимо акцентировать в процессе обучения. В их числе проблемы управления смыслами, ценностями, сложностью, вниманием, проблемы этики менеджмента и бизнеса, а также выработки навыков системного мышления и анализа. В завершающей части статьи приведены результаты анализа проблематики ВКР студентов бакалавриата в рамках проекта Учебно-методической комиссии ЭФ МГУ «Диагностика качества ВКР бакалавриата ЭФ МГУ», ранее частично представленные на страницах журнала.